ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЯСЛИ-САД № 50 "ЛЕЛЕЯ" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ГОРОДА ТОРЕЗА"
Описание образовательной программы
Краткая презентация образовательной программы МБДОУ
№ 50 «Лелея»
ХАРАКТЕРИСТИКА
КОНТИНГЕНТА ВОСПИТАННИКОВ
Основной структурной
единицей МБДОУ является группа детей
дошкольного возраста. В настоящее время в МБДОУ функционирует 8 общеразвивающих
групп, из них (2 группы раннего возраста с 2 до 3 лет, 5 групп дошкольные
общеразвивающие). Все группы однородны по возрастному составу детей: 2-3 года,
3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.
Образовательная
программа в МБДОУ № 50 построена в соответствии с требованиями :
Ø ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273, Ø
ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного о б р
а з о в а т е л ь н о г о с т а н д а р т а д о ш к о л ь н о г о о б рØ
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования", Ø Приказом Министерства просвещения РФ от
15 мая 2020 г. № 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по
образовательным программам дошкольного образования", Ø
Федеральной образовательной программой дошкольного образования (Приказ
Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования»), Ø
Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ,
утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809, Ø
лицензией на осуществление образовательной деятельности № 5559 от 19.08.2015
года, Уставом МБДОУ № 249. Образовательная программа МБДОУ № 249 (далее
Программа) включает в себя единые для Российской Федерации базовые объем и
содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися, планируемые результаты
освоения образовательной программы. Содержание Программы в соответствии с
требованиями Стандарта и ФОП ДО включает три основных раздела – целевой,
содержательный и организационный. В целевом разделе Программы представлены: Ø
цели, задачи, принципы ее формирования; Ø планируемые
результаты освоения Программы в раннем и дошкольном возрастах, а также на этапе
завершения освоения Программы; Ø подходы к педагогической диагностике
достижения планируемых результатов. Содержательный раздел Программы включает Ø
задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных
областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), Ø
описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; Ø
особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и
способов поддержки детской инициативы, взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся; Ø направления и
задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного
возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных
целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее
- ОВЗ) и детей-инвалидов. Ø рабочая программа воспитания,
определяющая задачи и направления воспитательной работы, предусматривает
приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе Ø часть, формируемая участниками
образовательных отношений. Организационный раздел Программы включает Ø
описание психолого-педагогических и кадровых условий ее реализации; Ø
организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в
МБДОУ; Ø
материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания. Ø ссылку на
примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений,
произведений изобразительного искусства для использования в образовательной
работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных
для семейного просмотра анимационных произведений. Ø
примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, Ø
календарный план воспитательной работы. Для реализации содержания ОП МБДОУ №249
используются: 1. Учебно-методический комплект к Примерной основной
образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. 2. Методические
пособия сопровождает наглядно – информационный материал по пяти образовательным
областям ФГОС ДО в соответствии с вышеуказанным учебно – методическим
комплектом. 3. Музыкальное развитие воспитанников осуществляется в соответствии
с программами: «Гармония» (К.В.Тарасова,Т.В.Нестеренко, Т.Г.Рубан), «Малыш»,
программа развития музыкальности у детей раннего возраста (В. А. Петрова). 4.
Обучение дошкольников грамоте по методикам Д.Б.Эльконина, Л.Е.Журовой,
Н.В.Дуровой. Программа. ФГОС; 5. Формирование элементарных математических
представлений по методикам Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова: Парциальная
образовательная программа математического развития дошкольников. 3-7 лет 6.
«Родники Дона» Р.М. Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А. Платохина; 7. «Ребенок в
пространстве города Ростова-на-Дону» Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А.
Платохина. 8. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» Н.В.Алешина
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И
ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Для организации образовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий в соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об образовании в
Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ: В МБДОУ используются информационно-коммуникационные
технологии, технические средства, а также информационно-телекоммуникационные
сети, обеспечивающие передачу информации, взаимодействие обучающихся и
педагогических работников, элементы электронного обучения. В МБДОУ организован
доступ к информационным системам и информационнотелекоммуникационным сетям, в
том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями
здоровья. На сайте МБДОУ размещены ссылки на электронные образовательные
ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе
приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными
возможностями здоровья (версия для слабовидящих). В МБДОУ имеются в наличии
технические средства обучения, обеспечивающие реализацию образовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
интерактивные комплексы, компьютеры, ноутбуки, интерактивные песочные столы,
проекторы, аудиосистемы для коллективного и индивидуального пользования,
робототехнические наборы "MatataLAB", в том числе оборудование для
индивидуального и коллективного использования для детей с ограниченными
возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями (детей с
особенностями развития личностной и познавательной сферы), программное
обеспечение для работы с детьми с особыми образовательными потребностями
"Сова". ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С СЕМЬЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ Семья является институтом первичной социализации и образования,
который оказывает большое влияние на развитие ребенка в младенческом, раннем и
дошкольном возрасте. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле
образования и воспитания детейявляется предпосылкой для обеспечения их
полноценного развития. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанниками
строится на основе сотрудничества и направлено на оказание помощи родителям
(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их
физического и психического здоровья, в развитии их индивидуальных способностей,
а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности детского сада. Главными целями взаимодействия
педагогического коллектива МБДОУ с семьями обучающихся дошкольного возраста
являются: • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования,
охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов; • обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях
МБДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Достижение этих
целей должно осуществляться через решение основных задач: • информирование
родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО,
общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах
господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об
образовательной программе, реализуемой в МБДОУ; • просвещение родителей
(законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической
компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования
детей; • способствование развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи; • построение взаимодействия в форме
сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными
представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для
решения образовательных задач; • вовлечение родителей (законных представителей)
в образовательный процесс. Принципы взаимодействия с родителями (законными
представителями) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка. Ø
открытость. Ø
взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и
родителей (законных представителей). Ø индивидуально-дифференцированный
подход к каждой семье. Ø возрастосообразность. Ø
сотрудничества Деятельность педагогического коллектива МБДОУ по построению
взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
осуществляется по нескольким направлениям: 1. диагностико-аналитическое
направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её
запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне
психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а
также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач; 2. просветительское направление предполагает
просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей
психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и
дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей
определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной
политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с
детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в МБДОУ
образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании
и методах образовательной работы с детьми; 3. консультационное направление
объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по
вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем
воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей
поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих
проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного
взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном
процессе и другому. Совместная образовательная деятельность педагогов и
родителей (законных представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в
реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и
образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей
(законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
разработку и реализацию образовательных проектов МБДОУ совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности МБДОУ уделяется повышению
уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
здоровьесбережения ребёнка. Направления деятельности педагога реализуются в
разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов,
приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями): 1.
диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические
срезы, индивидуальные блокноты, "почтовый ящик", педагогические
беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей,
открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее; 2.
просветительское и консультационное направления реализуются через групповые
родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы,
тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские
клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для
родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые МБДОУ для
родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей
(законных представителей); сайты МБДОУ и социальные группы в сети Интернет;
медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ
родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму -
совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия,
тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое. Для вовлечения
родителей (законных представителей) в образовательную деятельность используются
специально разработанные (подобранные) дидактические материалы для организации
совместной деятельности родителей (законных представителей) с детьми в семейных
условиях в соответствии с образовательными задачами, реализуемыми в МБДОУ. Эти
материалы сопровождаются подробными инструкциями по их использованию и
рекомендациями по построению взаимодействия с ребёнком (с учётом возрастных
особенностей). Кроме того, активно используется воспитательный потенциал семьи
для решения образовательных задач, родители (законные представителей) к участию
в образовательных мероприятиях, направленных на решение познавательных и
воспитательных задач. Диалог педагога и родителей (законных представителей)
является незаменимой формой установления доверительного делового контакта между
семьей и МБДОУ, и позволяет совместно анализировать поведение или проблемы
ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы
семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных
представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного
маршрута для конкретного ребёнка, а также согласование совместных действий,
которые могут быть предприняты со стороны МБДОУ и семьи для разрешения
возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.
Педагоги самостоятельно выбирают педагогически обоснованные методы, приемы и
способы взаимодействия с семьями обучающихся, в зависимости от стоящих перед
ними задач. Сочетание традиционных и инновационных технологий сотрудничества
позволяет педагогам МБДОУ устанавливать доверительные и партнерские отношения с
родителями (законными представителями), эффективно осуществлять
просветительскую деятельность и достигать основные цели взаимодействия МБДОУ с
родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста.